Dhabiyan: Хозяин пустыни

Десять колес, шестьсот лошадиных сил, двадцать четыре тонны живого веса и скорость в сто километров в час. Шейх Хамад бен Хамдан аль Нахайян приказал построить самый большой в мире джип.
И построили! Разве можно отказать человеку, чье имя видно из космоса? Человеку, который 36 лет назад заказал на собственную свадьбу не просто Mercedes-Benz 500 SEL, а сразу семь «пятисотых». И повелел раскрасить машины во все цвета радуги – целиком, от колес до подлокотников. Человеку, который возвел на свои деньги Национальный автомобильный музей ОАЭ и открыл для всех желающих экспозицию из четырех с лишком сотен легковых и грузовых машин – совершенно бесплатно. Нет, никто не смог бы отказать в такой пустяковой просьбе шейху из правящей династии, на банковском счету которого двадцать миллиардов долларов.

 

Dhabiyan: Хозяин пустыни

Между прочим, «абу-даби» по-арабски означает «отец газели» – есть у местных племен красивая легенда на тему происхождения названия столицы. «Дабийян», как нарекли супер-джип для Радужного шейха (с 1983-го Хамада так и называют), означает просто «житель Абу-Даби». При габаритной длине в 11 метров и массе 24 тонны этот монстр мог быть стать отцом не газели даже, а целого динозавра.

Построен автомобиль на шасси американского военного грузовика Oshkosh M1075. Пятиосное чудовище с колесной формулой 10х10х6, то есть со всеми ведущими и с шестью управляемыми колесами, с 2008 года поставляли в морскую пехоту для перевозки палеттированных грузов. У него мощная лонжеронная рама из термообработанной углеродистой марганцевой стали с пределом прочности 758 МПа, рядный 6-цилиндровый дизель Caterpillar C15 рабочим объемом 15,2 литра и мощностью 600 л.с. Автоматическая гидромеханическая 6-ступенчатая коробка передач Allison 4500SP, 2-ступенчатая раздаточная коробка Oshkosh 36 000 Series с блокируемым планетарным дифференциалом, гидродинамический тормоз-замедлитель мощностью 450 л. с. и вал отбора мощности.

Dhabiyan: Хозяин пустыни

Такая трансмиссия, а также конструкция подвески оказались очень полезны для супер-джипа, который заказал себе шейх. Первая, вторая и пятая оси выполнены управляемыми, первая и вторая оснащены независимой пружинной подвеской, третий мост подъёмный на пневматике. Четвертый и пятый неразрезные мосты AxleTech качаются на балансирной подвеске с листовой продольной рессорой, оснащены бортовыми планетарными редукторами. Барабанные тормоза с пневмоприводом могут похвастать антиблокировочной системой.

С грузовика только сняли кран-манипулятор и расположенную спереди бронированную кабину с кондиционером и местом для пулеметчика. Вместо нее над задней частью машины водрузили кузов от Jeep Wrangler. Конечно, водить такого «хозяина пустыни», имея перед собой пятиметровый якобы-капот, не слишком удобно. Зато круто! Тем более, что на ровном участке он может развивать скорость до 100 км/ч. А система централизованного регулирования давления в шинах с четырьмя предустановленными режимами, межколёсная и межосевая блокировка всех дифференциалов и лебедка с тяговым усилием девять тонн позволяют справляться едва ли не с любым бездорожьем. Стилисты украсили 24-тонную помесь «Джипа» и «Ошкоша» светотехникой от фордовского пикапа и хромированной бижутерией в стиле американских тепловозов 30-40-х годов, повесили задний бампер от Dodge Dart.

Dhabiyan: Хозяин пустыни

Получилось… Да уж, что выросло, то выросло. Сколько на пустынного монстра потрачено денег? Спрашивать об этом у шейха как-то не принято, а сам он молчит. Впрочем, «Дабийян», похоже, не так уж разорительно дорог. Вот, скажем, контракт на постройку 425 грузовиков M1075 PLS А1 в январе 2009 года обошелся Пентагону в $176 млн. Это значит, что один «Ошкош» даже новым стоил меньше полумиллиона, а уж списанным из армии обошелся гораздо дешевле.